Типы документов



Постановление Правительства Калужской области от 30.06.2023 N 456 "Об утверждении региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Калужской области" на 2023 - 2030 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2023 г. в„– 456

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ ДОЛИ
НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА
В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2023 - 2030 ГОДЫ

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.03.2023 в„– 128 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности и признании утратившими силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. в„– 326 и внесенных в него изменений" Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить региональную программу "Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Калужской области" на 2023 - 2030 годы (далее - региональная программа) согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Заместитель Губернатора Калужской области -
руководитель администрации Губернатора
Калужской области
К.С.Башкатова





Приложение
к Постановлению
Правительства
Калужской области
от 30 июня 2023 г. в„– 456

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"СНИЖЕНИЕ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ВЕЛИЧИНЫ
ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2023 - 2030 ГОДЫ

1. Общие положения

Региональная программа подготовлена во исполнение приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.03.2023 в„– 128 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности и признании утратившими силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. в„– 326 и внесенных в него изменений".
Общее методическое руководство работой по реализации региональной программы осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Ответственным исполнителем региональной программы является министерство труда и социальной защиты Калужской области, соисполнителями - министерство труда и социальной защиты Калужской области, министерство экономического развития и промышленности Калужской области, министерство образования и науки Калужской области, министерство здравоохранения Калужской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области (по согласованию) и органы местного самоуправления Калужской области (по согласованию).
Цели региональной программы:
1. Снижение уровня бедности к 2030 году в два раза по сравнению с показателем 2017 года и достижение в Калужской области к 2030 году целевого значения показателя "Уровень бедности" 5 процентов.
2. Обеспечение устойчивого роста реальных денежных доходов граждан.
Задачи региональной программы:
1. Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в т.ч. средней заработной платы, над темпом роста инфляции.
2. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам.
3. Развитие системы социального контракта.
Исполнители региональной программы ежеквартально направляют в министерство труда и социальной защиты Калужской области отчеты о реализации мероприятий региональной программы, в том числе информацию о достижении плановых показателей и реализации мероприятий с учетом анализа текущей ситуации, связанной с уровнем жизни населения в Калужской области.
Период реализации региональной программы: 2023 - 2030 годы.

2. Анализ текущей ситуации, выявление причин и особенностей
бедности в Калужской области

2.1. Показатели экономического развития в Калужской области

Калужская область является одним из наиболее интенсивно развивающихся регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО), что позволило ей войти в категорию регионов-лидеров ЦФО по динамике валового регионального продукта (далее - ВРП). Объем производства ВРП на душу населения Калужской области в 2010 году составил 186,3 тыс. рублей, в 2020 году - 560,9 тыс. рублей.
В 2020 году ВРП Калужской области составил 561,9 млрд рублей. Наибольший удельный вес в структуре ВРП Калужской области (в основных ценах) занимало производство валовой добавленной стоимости в обрабатывающих производствах (39,3%); деятельности по операциям с недвижимым имуществом (12,9%); торговле оптовой и розничной; ремонте автотранспортных средств и мотоциклов (9,0%); сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве (5,6%); строительстве (4,7%).
Объем производства ВРП Калужской области за период с 2010 по 2020 годы увеличился в три раза (в текущих ценах) и был обеспечен прежде всего за счет опережающего развития обрабатывающих производств.
Обрабатывающие производства составляли 95% отгруженных товаров собственного производства в 2020 году в структуре промышленного производства Калужской области. При этом объем промышленного производства по итогам 2020 года составил 948,9 млрд рублей - рост в текущих ценах в 3,2 раза (с 296,1 млрд рублей в 2010 году). По объему промышленного производства на душу населения в период с 2016 по 2020 годы Калужская область занимает первое место в ЦФО и входит в первую десятку по регионам России.
Положительная динамика индекса физического объема ВРП и индекса производительности труда в Калужской области обеспечивалась ростом стоимости основных фондов в экономике.
За период 2010 - 2021 годов величина основных фондов по Калужской области по полной учетной стоимости возросла в 5,7 раза, в т.ч. за последние три года - на 12,2%. Превышение индекса роста основных фондов над индексом роста численности рабочей силы позволяет констатировать наличие интенсивных факторов роста производительности труда.
Наращивание технической основы производства и рост фондовооруженности труда в экономике Калужской области формируют предпосылки повышения производительности труда и доходов занятых.
Одним из критериев оценки динамики доходов населения выступает показатель оборота розничной торговли, в т.ч. на душу населения. За период 2020 - 2022 годов показатель роста оборота розничной торговли на душу населения составил 12,7%.
Дополнительными индикаторами, характеризующими динамику доходов в региональной экономике, являются показатели поступлений доходов в консолидированный бюджет.
Несмотря на наличие в целом положительной динамики экономического развития Калужской области, рост собственных доходных источников бюджетов всех уровней, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности имеют существенное значение для поддержки социально-экономической стабильности в регионе.

2.2. Показатели демографической ситуации

На начало 2022 года численность населения Калужской области была на 3072 человека, или на 0,3%, больше, чем на начало 2016 года. Однако прирост численности населения за рассматриваемый период отмечен с 2016 года, и очень значительный - в 2021 году. Данный прирост (в 2016 и 2021 годах) полностью обусловлен миграционным приростом.
Прирост численности мужчин был существенно большим, чем женщин. В те годы, когда численность населения Калужской области сокращалась, сокращение численности мужчин было значительно меньшим, чем женщин. В результате если у мужчин численность на начало 2022 г. была на 6,9 тыс. человек, или на 1,5%, больше, чем на начало 2016 года, то у женщин - на 3,8 тыс. человек, или на 0,7%, меньше.
Динамика численности населения, в т.ч. мужчин и женщин, с 1 января 2016 года до 1 января 2022 года представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика численности населения Калужской области
в 2016 - 2022 гг. (без учета результатов Всероссийской
переписи населения 2020 г.)

Год
Численность населения на начало года (человек)
Прирост за год

Оба пола
Мужчины
Женщины
человек
%
Оба пола
Мужчины
Женщины
Оба пола
Мужчины
Женщины
Все население
2016
1009772
465633
544139
4798
2955
1843
0,5
0,6
0,3
2017
1014570
468588
545982
-2414
-470
-1944
-0,2
-0,1
-0,4
2018
1012156
468118
544038
-2776
-708
-2068
-0,3
-0,2
-0,4
2019
1009380
467410
541970
-6805
-2036
-4769
-0,7
-0,4
-0,9
2020
1002575
465374
537201
-1595
-571
-1024
-0,2
-0,1
-0,2
2021
1000980
464803
536177
11864
7726
4138
1,2
1,7
0,8
2022
1012844
472529
540315






Городское население
2016
768770
350314
418456
2719
1455
1264
0,4
0,4
0,3
2017
771489
351769
419720
-2227
-826
-1401
-0,3
-0,2
-0,3
2018
769262
350943
418319
-2499
-975
-1524
-0,3
-0,3
-0,4
2019
766763
349968
416795
-6243
-2054
-4189
-0,8
-0,6
-1,0
2020
760520
347914
412606
-1757
-892
-865
-0,2
-0,3
-0,2
2021
758763
347022
411741
9910
6180
3730
1,3
1,8
0,9
2022
768673
353202
415471






Сельское население
2016
241002
115319
125683
2079
1500
579
0,9
1,3
0,5
2017
243081
116819
126262
-187
356
-543
-0,1
0,3
-0,4
2018
242894
117175
125719
-277
267
-544
-0,1
0,2
-0,4
2019
242617
117442
125175
-562
18
-580
-0,2
0,0
-0,5
2020
242055
117460
124595
162
321
-159
0,1
0,3
-0,1
2021
242217
117781
124436
1954
1546
408
0,8
1,3
0,3
2022
244171
119327
124844







Прирост численности сельского населения Калужской области в 2016 и 2021 годах был существенно меньшим (особенно в 2021 году), чем городского населения. Однако и сокращение численности населения в остальные годы в сельской местности было значительно меньшим, чем городского (в 2020 году численность городского населения сократилась, а сельского немного возросла). В результате если численность городского населения на начало 2022 года была немного (на 97 человек) меньше, чем на начало 2016 года, то сельского - на 3169 человек, или на 1,3%, больше.
У сельских мужчин не было сокращения численности ни в один из годов рассматриваемого периода.
Следует иметь в виду, что результаты Всероссийской переписи населения 2020 года показали существенно большую численность населения Калужской области по сравнению с той, которая рассчитывалась от базы Всероссийской переписи населения 2010 года по текущему учету родившихся, умерших, прибывших и выбывших мигрантов. Если такой расчет показывал на начало 2022 года численность населения 1012844 человека, то с учетом данных Всероссийской переписи населения 2020 года - 1073252 человека, т.е. на 60408 человек, или почти на 6,0%, больше. Численность городского населения с учетом данных Всероссийской переписи населения 2020 года на начало 2022 года больше, чем по текущему учету, на 4,8%, а сельского - на 10,6%.
Демографический фактор является одним из сдерживающих развитие Калужской области.
Сокращение численности населения региона определяет в перспективе трудности региональной экономики, связанные с обеспеченностью трудовыми ресурсами. В данном аспекте важно обратить внимание, что численность населения Калужской области поддерживается в основном за счет миграционного прироста, тенденция которого на протяжении 2012 - 2021 годов имеет растущую динамику. Естественная убыль также имеет устойчивую динамику к дальнейшему росту.
Неблагоприятная динамика естественной убыли населения Калужской области на фоне нестабильного миграционного прироста, в значительной степени зависящего от состояния рынка труда региона, в перспективе может влиять на экономическое развитие региона и динамику доходов населения.
Половозрастная пирамида населения на 1 января 2022 года.
С точки зрения влияния на демографическую динамику современная возрастная структура населения Калужской области (как и в целом по России) может быть оценена как уникально неблагоприятная. Уникальность в данном случае состоит в том, что она одновременно способствует и снижению общих показателей рождаемости, и повышению общих коэффициентов смертности. В активный репродуктивный возраст входят относительно малочисленные поколения родившихся в 1990-е годы, а в возрасте за 75 лет, в которых имеет место относительно более высокая вероятность смерти, будут в ближайшие годы уходить существенно возрастающие по численности поколения родившихся после Великой Отечественной войны.
Современная половозрастная структура населения в значительной степени детерминирует ее предстоящие изменения в ближайшие 10 - 15 лет.
В 2016 - 2021 годах в Калужской области постоянно возрастала естественная убыль населения (таблица 2). В 2021 году она составляла 10,7 на 1000 населения, что больше, чем в целом по России (7,1) и в Центральном федеральном округе (8,6).

Таблица 2

Естественный и миграционный прирост населения
в 2016 - 2021 гг.


Человек
На 1000 населения
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Естественный прирост
Калужская область
-2958
-4045
-4712
-5732
-8352
-10788
-2,9
-4,0
-4,7
-5,7
-8,3
-10,7
Российская Федерация
-2286
-135818
-224566
-317233
-702072
-1043341
-0,0
-0,9
-1,6
-2,2
-4,8
-7,1
Центральный федеральный округ
-71020
-96663
-117307
-130072
-237599
-337331
-1,9
-2,5
-3,0
-3,3
-6,1
-8,6

Миграционный прирост
Калужская область
7756
1631
1936
-1073
6861
22652
7,7
1,6
1,9
-1,1
6,8
22,5
Российская Федерация
261948
211878
124854
285103
106474
429902
1,8
1,4
0,9
1,9
0,9
3,0
Центральный федеральный округ
176283
198494
183953
185569
58398
190771
4,5
5,1
4,7
4,7
1,4
4,9

В 2016 - 2021 годах в Калужской области был почти ежегодный миграционный прирост населения (исключение составил только 2019 год). Наибольший миграционный прирост был в 2016, 2020 и особенно в 2021 годах. По сравнению с другими регионами Центрального федерального округа в Калужской области в 2016 году относительный миграционный прирост уступал по величине только Московской области, а в 2020 году был наибольшим. Особенно значительный миграционный прирост населения в Калужской области был в 2022 году - 22,5% на 1000 населения.
В будущем трудодефицитность Калужской области вряд ли удастся частично решить за счет привлечения на рабочие места населения старше трудоспособного возраста. Несмотря на позитивную динамику показателя ожидаемой продолжительности жизни в 2012 - 2019 годах, начиная с 2020 года (таблица 3) отмечается существенное снижение данного показателя, что в значительной мере обусловлено ростом смертности в пандемию COVID-19.

Таблица 3

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)


2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Мужчины и женщины
67,7
68,1
69,5
69,4
70,0
69,93
70,73
71,18
71,87
71,89
72,35
70,38
69,16
72,5

Снижение в Калужской области численности населения старше трудоспособного возраста определило уменьшение значения коэффициента демографической нагрузки на население в трудоспособном возрасте.
Сложившаяся демографическая динамика Калужской области определяет долгосрочные негативные тенденции. Компенсация естественной убыли населения региона в предыдущие годы была обеспечена за счет растущего миграционного прироста, который в первую очередь был обусловлен созданием в регионе высокопроизводительных рабочих мест и диверсификацией экономики.
Около 47% населения Калужской области сосредоточено в двух крупных городских центрах - Калуге и Обнинске. Это определяет предпосылки концентрации в этих агломерациях крупных промышленных производств, локализацию внутри их высокой экономической активности и обуславливает формирование центрально-периферийной модели регионального развития, а также характерные для нее пространственные дисбалансы, определяющие проблемы бедности населения.
Представленные оценки качества городской среды показывают высокие значения для городских округов "Город Калуга" и "Город Обнинск", а также для некоторых городских поселений, входящих в зону влияния Московской агломерации.

2.3. Уровень занятости и безработицы

Анализ показателей труда и занятости в Калужской области в долгосрочной ретроспективе показывает сокращение экономически активного населения и численности занятых в экономике. Показатель безработицы также снижается, что обусловлено уменьшением экономически активного населения. Значительный рост безработицы в 2020 году связан со снижением экономической активности вследствие влияния пандемии COVID-19.
С учетом сопоставления показателя уровня безработицы и потенциальной рабочей силы населения в возрасте 15 лет и старше Калужской области с показателями по Российской Федерации и ЦФО в долгосрочной ретроспективе, за исключением 2022 года, отмечается, что безработица в регионе снижалась более высокими темпами в сравнении с общероссийским показателем, однако была выше показателя по ЦФО.
Численность рабочей силы (экономически активного населения) в Калужской области на конец 2022 года составила 526,9 тыс. человек, в том числе 509,3 тыс. человек, или 96,7% от численности рабочей силы, были заняты в экономике и 17,6 тыс. человек (3,3%) не имели занятия. За последние три года (2020 - 2022 годы) количество заявлений от граждан Калужской области, обратившихся в государственные учреждения службы занятости, снизилось почти вдвое (до 52%). В 2022 году число граждан, признанных безработными, по отношению к аналогичному показателю 2020 года составило 31,6%. Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, снизилась за анализируемый период почти на 70%. При этом заявленная работодателями в органы государственных служб занятости потребность в работниках за анализируемый период практически не снизилась, составив 99% от показателя 2020 года. Следует отметить, что заявленная работодателями в органы государственных служб занятости потребность в работниках более чем на 98% обусловлена необходимостью в специалистах рабочих профессий.
В целом можно констатировать положительную динамику на региональном рынке труда, обусловленную сокращением численности безработных и общего числа обращений в учреждения службы занятости по вопросу поиска подходящей работы (таблица 4).

Таблица 4

Сведения о численности граждан Калужской области,
обратившихся в государственные учреждения службы занятости
за содействием в поиске подходящей работы


2020 г. (человек)
2021 г. (человек)
2022 г. (человек)
Темп роста, %
Количество заявлений граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг
67165
37924
34875
51,9
Численность граждан, признанных безработными, за отчетный период
22809
8244
7213
31,6
Численность граждан, снятых с регистрационного учета в связи с трудоустройством, за отчетный период
26458
11381
9731
36,8
из них безработных
17873
5112
3956
22,1
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, на конец периода
8593
3329
2636
30,7
из них безработных
7220
2615
2208
30,6
в т.ч. которые получают пособие
4663
1936
1719
36,9
Заявленная работодателями в органы государственных служб занятости потребность в работниках, на конец периода
11028
14220
10919
99,0
из них по рабочим профессиям
6877
9093
6749
98,1

Анализ неполной занятости работников крупных и средних организаций позволяет отмечать наличие нежелательных тенденций. Так, при относительно небольшом снижении (на 2,7%) численности работников списочного состава число работников, у которых имелись случаи простоя за 2020 - 2022 годы, возросло более чем в 2,5 раза. При этом число работников, отработавших в режиме неполного рабочего времени, снизилось почти на 20%.
Агрегирование отмеченных тенденций позволяет констатировать, что значительное снижение числа обращений в учреждения службы занятости при небольшом уменьшении численности списочного состава работников средних и крупных организаций является следствием растущей диверсификации региональной экономики и может быть обусловлено трудоустройством части работников в субъектах малого предпринимательства. Снижение численности работников списочного состава, отработавших в режиме неполного рабочего времени, почти на 20% является признаком стабильной работы средних и крупных организаций (таблица 5).

Таблица 5

Сведения о неполной занятости по крупным и средним
организациям Калужской области


2020 г.
2021 г.
2022 г.
Темп роста, %
Численность работников списочного состава на конец года, тыс. человек
247
245
240,3
97,3
Численность работников списочного состава, отработавших в режиме неполного рабочего времени в 4-м квартале, тыс. человек
8,7
6,5
7,0
80,5
Численность работников списочного состава, у которых имелись случаи простоя в 4-м квартале, тыс. человек
4,2
5,3
10,7
254,8
Численность работников, находившихся в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника в соответствии со статьей 128 Трудового кодекса Российской Федерации в 4-м квартале, тыс. человек
20,7
20,6
19,7
95,2

Более чем двукратное увеличение численности работников, у которых имелись случаи простоя, должно являться предметом особого внимания. Рост данного показателя обусловлен "внешними" факторами, связанными с политически мотивированными решениями иностранных инвесторов - собственников промышленных производств о прекращении деятельности на территории Российской Федерации. В сложившихся условиях задачей органов власти Калужской области является создание условий для сохранения профессиональных компетенций (трудовых коллективов) этих организаций и обеспечение "мягкого" перехода к новым собственникам.
Приостановка деятельности ряда промышленных организаций с участием иностранного капитала будет повышать неопределенность регионального рынка труда, усиливать процессы движения работников. В прошедшем периоде 2020 - 2022 годов данные процессы не имели негативной динамики. Общая численность работников, принятых в средние и крупные организации, увеличилась на 15,5%, при этом доля приема на дополнительно введенные рабочие места снизилась с 9,3 до 5,7%. Сведения о движении работников по крупным и средним организациям Калужской области представлены в таблице 6.
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на снижающуюся динамику создания новых рабочих мест, численность принимаемых на работу сотрудников увеличивалась.

Таблица 6

Сведения о движении работников по крупным
и средним организациям Калужской области


2020 г.
2021 г.
2022 г.
Темп роста, %
Общая численность принятых работников, тыс. человек
63,1
71
72,9
115,5
из общей численности принятых работников доля приема на дополнительно введенные рабочие места, %
9,3
6,6
5,7
-3,6 п. п.
Число выбывших по различным причинам работников, тыс. человек
69
73,6
77
111,6
из общей численности выбывших работников доля уволенных в связи с сокращением численности, %
2,4
1,3
0,7
-1,7 п. п.
Численность требуемых работников на вакантные рабочие места на конец года, %
11,2
15,1
1,34
12,0
Численность работников, намеченных к высвобождению в течение года, чел.
133
213
184
138,3

Следует также отметить, что, несмотря на рост выбытия работников на 11,6%, доля уволенных в связи с сокращением численности снизилась с 2,4 до 0,7%. Таким образом, выбытие работников было обусловлено субъективными факторами, но не системными причинами, обусловившими сокращение численности персонала.
Тем не менее статические данные позволяют отмечать растущее напряжение на региональном рынке труда в 2022 году. Данный факт подтверждается исходя из динамики численности требуемых работников на вакантные рабочие места, которые за период 2020 - 2022 годов сократились на 88%. Одновременно с этим на 38% увеличился показатель численности работников, намеченных к высвобождению. Однако абсолютные значения данного показателя указывают на отсутствие остроты проблемы. Коэффициент напряженности на рынке труда в период 2020 - 2022 годов снизился с 2,07 до 0,66.

2.4. Показатели номинальных и реальных доходов населения

На протяжении 2010 - 2022 годов среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в Калужской области имела растущую динамику, однако ее абсолютные значения и темпы роста были ниже показателей в целом по Российской Федерации и ЦФО. На протяжении указанного аналитического интервала среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике Российской Федерации увеличилась в 3,1 раза; в ЦФО данный рост составил 3,3 раза, в Калужской области - 3,0.
В долгосрочной ретроспективе номинальная начисленная заработная плата в Калужской области росла темпами, сопоставимыми с показателями ЦФО и Российской Федерации. При этом показатель реальной начисленной заработной платы в % к предыдущему году на протяжении периода с 2018 года имеет устойчивую тенденцию к снижению. Таким образом, достигнутые темпы роста номинальной заработной платы не являются достаточными и не обеспечивают роста благосостояния работников.
Несмотря на недостаточную динамику роста реальной заработной платы, показатель доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума с 2018 года устойчиво снижается. Таким образом, распределение доходов занятых в экономике региона способствовало снижению бедности населения. Проблема высокого уровня задолженности по заработной плате в регионе отсутствует.
Динамика роста среднемесячной начисленной заработной платы (без выплат социального характера) в разрезе видов экономической деятельности за период 2020 - 2022 годов имела выраженную дифференциацию, что может являться причиной ухудшения материального положения граждан, занятых в отдельных секторах региональной экономики.

2.5. Состав доходов населения

Коэффициент фондов характеризует соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения - с самыми низкими доходами.
Несмотря на отмеченное снижение дифференциации доходов населения в Калужской области на фоне общероссийской тенденции, данные распределения общего объема денежных доходов по 20%-ным группам населения Калужской области указывают, что острота проблемы бедности в регионе не снижалась.

Таблица 7

Распределение общего объема денежных доходов по 20%-ным
группам населения Калужской области в 2010 - 2021 гг., %


Население, относящееся к соответствующей 20%-ной группе
первая (с наименьшими доходами)
вторая
третья
четвертая
пятая (с наивысшими доходами)
2010 г.
5,9
10,6
15,6
22,8
45,1
2011 г.
5,8
10,6
15,6
22,8
45,2
2012 г.
5,6
10,3
15,3
22,7
46,1
2013 г.
5,8
10,6
15,6
22,8
45,2
2014 г.
5,9
10,8
15,6
22,9
44,8
2015 г.
6,2
11,0
15,9
22,9
44,0
2016 г.
6,2
11,0
15,8
22,9
44,1
2017 г.
6,4
11,3
16,0
23,0
43,3
2018 г.
6,6
11,4
16,2
23,0
42,8
2019 г.
6,5
11,4
16,1
23,0
43,0
2020 г.
6,6
11,5
16,2
23,0
42,7
2021 г.
6,5
11,4
16,1
23,0
43,0

Таблица 8

Оценка глубины бедности в Калужской области
(по данным органов социальной защиты населения Калужской
области)

Калужская область
Численность населения - 1069904 чел.
Уровень бедности - 8,9%
Глубина бедности (чел.)
чел.
бедных чел.
очень бедные (чел.) 
бедные (чел.) 
умеренно бедные (чел.) 
Городской округ "Город Калуга"
358960
31947
19008
10031
2908
Городской округ "Город Обнинск"
125376
11158
4247
4715
2196
Муниципальные районы
"Бабынинский район"
20991
1868
934
654
280
"Барятинский район"
5383
479
96
129
254
"Боровский район"
76097
6773
607
2474
3692
"Дзержинский район"
56470
5026
302
1910
2814
"Думиничский район"
13499
1201
240
361
600
"Жиздринский район"
10089
898
314
211
373
"Жуковский район"
62370
5551
1610
2109
1832
"Износковский район"
6422
572
332
181
59
"Город Киров и Кировский район"
38364
3414
814
1495
1105
"Козельский район"
38596
3435
1820
893
722
"Куйбышевский район"
7451
663
175
320
168
"Город Людиново и Людиновский район"
39213
3490
698
930
1862
"Малоярославецкий район"
68702
6114
900
2214
3000
"Медынский район"
12493
1112
392
193
527
"Мещовский район"
11529
1026
102
430
494
"Мосальский район"
9131
813
290
320
203
"Перемышльский район"
14422
1284
398
244
642
"Спас-Деменский район"
7369
656
240
305
111
"Сухиничский район"
22959
2043
559
606
878
"Тарусский район"
16603
1478
0
104
1374
"Ульяновский район"
7058
628
167
282
179
"Ферзиковский район"
17557
1563
828
531
204
"Хвастовичский район"
9888
880
0
44
836
"Юхновский район"
12912
1149
493
327
329
Итого
1069904
95221
35566
32013
27642
процентное выражение <*>
37,4
33,6
29,0

--------------------------------
<*> Процентное выражение глубины бедности от уровня бедности - очень бедные граждане составляют 37,4%, бедные - 33,6%, умеренно бедные - 29,0%.

2.6. Анализ данных о реальном уровне и структуре бедности
на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований
с учетом городской и сельской местности

Численность населения Калужской области с денежными доходами ниже границы бедности (величины прожиточного минимума) показывает слабо выраженную нисходящую динамику.
Сопоставление динамики численности населения Калужской области с денежными доходами ниже границы бедности (величины прожиточного минимума) в 2013 - 2021 годах с общероссийским показателем в аналогичном периоде демонстрирует, что отмеченная для Калужской области тенденция является вполне типичной для Российской Федерации в целом.
Показатель располагаемых ресурсов домашних хозяйств Калужской области (таблица 9) в зависимости от места проживания позволяет сделать два вывода:
- за последние три года (2019 - 2021 гг.) располагаемые ресурсы домашних хозяйств Калужской области в среднем на члена домашнего хозяйства увеличились на 12%;
- в городской и сельской местности динамика данного показателя была неоднородной. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств Калужской области в городской местности увеличились на 15,8%, в сельской - напротив, сократились на 1%. После снижения на 5,5% в 2020 году показатель располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности в 2021 году не достиг уровня 2019 года.

Таблица 9

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств Калужской области
в зависимости от места проживания, в среднем на члена
домашнего хозяйства, рублей в месяц


2019 год
2020 год
2021 год
Все домохозяйства
Домохозяйства, находящиеся
Все домохозяйства
Домохозяйства, находящиеся
Все домохозяйства
Домохозяйства, находящиеся
в городской местности
в сельской местности
в городской местности
в сельской местности
в городской местности
в сельской местности
Калужская область
25756,7
26392,7
23746,6
24393,2
24958,9
22615,6
28851,3
30550,7
23527,7

Таким образом, проблемы бедности населения в сельской местности на протяжении последних трех лет обострялись, и средний по региону показатель увеличивался благодаря тому, что в городской местности проживает 76% населения Калужской области.
Согласно данным Росстата, в 2021 году в структуре доходов жителей Калужской области преобладают доходы от оплаты труда наемных работников, на долю которых приходится более 61% от общего объема денежных доходов населения. Вторыми по значению удельного веса являются социальные выплаты, обеспечивающие около 24% доходов населения. Учитывая это, анализ структуры бедности в разрезе муниципальных образований Калужской области может быть представлен на основе показателей среднегодовой заработной платы и объема социальных выплат (таблицы 10, 11).
Учитывая, что 47% населения Калужской области проживает в городских округах "Город Калуга" и "Город Обнинск", а показатели их социально-экономического развития существенно превосходят показатели муниципальных районов региона, объем социальных выплат и налогооблагаемых денежных доходов населения в среднем на одного жителя в городских округах существенно выше.

Таблица 10

Доходы от предпринимательской и иной производственной деятельности
Оплата труда
Социальные выплаты
Доходы от собственности
Прочие денежные поступления (включая скрытую зарплату)
5,0%
61,1%
23,9%
3,7%
6,3%

Таблица 11

Объем социальных выплат населению и налогооблагаемых
денежных доходов населения по городским округам
и муниципальным районам Калужской области за 2021 год



Код ОКТМО
Налогооблагаемые денежные доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей, тыс. рублей
Социальные и другие выплаты, тыс. рублей
Объем социальных выплат населению и налогооблагаемых денежных доходов населения, тыс. рублей
Объем социальных выплат и налогооблагаемых денежных доходов населения в среднем на одного жителя муниципального района (городского округа), рублей

Калужская область
29





Муниципальные районы
29 600 000
109023653
52903560
161927212
300333
1
"Бабынинский район"
29 602 000
3800007
2048551
5848558
322022
2
"Барятинский район"
29 604 000
415795
596230
1012025
168418
3
"Боровский район"
29 606 000
22196232
5130692
27326925
422736
4
"Дзержинский район"
29 608 000
11330443
4785956
16116399
306792
5
"Думиничский район"
29 610 000
1234483
1273903
2508386
184021
6
"Жиздринский район"
29 612 000
1071772
1300533
2372306
237754
7
"Жуковский район"
29 613 000
11227163
4501334
15728497
282034
8
"Город Киров и Кировский район"
29 614 000
8748360
3694542
12442902
314699
9
"Износковский район"
29 615 000
423558
809739
1233297
171054
10
"Козельский район"
29 616 000
7763206
3615057
11378263
319381
11
"Куйбышевский район"
29 618 000
587913
981675
1569588
207206
12
"Город Людиново и Людиновский район"
29 620 000
8217784
5026877
13244661
327425
13
"Малоярославецкий район"
29 623 000
12828841
5361377
18190218
359675
14
"Медынский район"
29 625 000
2135810
1178048
3313858
249895
15
"Мещовский район"
29 627 000
1022255
1050405
2072660
182469
16
"Мосальский район"
29 629 000
1350095
954936
2305030
264520
17
"Перемышльский район"
29 632 000
2747541
1243000
3990541
300447
18
"Спас-Деменский район"
29 634 000
883670
823079
1706748
242574
19
"Сухиничский район"
29 636 000
3027078
2233916
5260994
233014
20
"Тарусский район"
29 638 000
2380127
1401550
3781677
246235
21
"Ульяновский район"
29 642 000
528595
979827
1508421
217885
22
"Ферзиковский район"
29 644 000
2242076
1434981
3677057
201970
23
"Хвастовичский район"
29 646 000
1569633
1350218
2919851
277500
24
"Юхновский район"
29 650 000
1291219
1127131
2418350
236583

Городские округа
29 700 000
195683805
48134928
243818734
521255
1
"Город Калуга"
29 701 000
144 926 874
35283466
180210340
516497
2
"Город Обнинск"
29 715 000
50 756 931
12851463
63608394
535226

Абсолютные значения показателей "налогооблагаемые денежные доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей" и "социальные и другие выплаты" в разрезе городских округов и муниципальных районов подтверждают ранее сделанные выводы о концентрации бедного населения преимущественно в муниципальных районах. Налогооблагаемые денежные доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей, полученные в г. Калуге и г. Обнинске, в 1,8 раза превышают данный показатель по муниципальным районам. Соответственно, ограниченность доходов населения муниципальных районов определяет значимость социальных и других выплат. Данный показатель для муниципальных районов выше показателя городских округов на 10%.

2.7. Меры социальной поддержки, имеющиеся в Калужской
области

В целях увеличения денежных доходов населения в Калужской области сформирована система мер социальной поддержки для семей с детьми.
В соответствии с Законом Калужской области "О материнском (семейном) капитале" предоставляется региональный материнский (семейный) капитал при рождении каждого второго ребенка и последующих детей, право на его получение имеют лица, зарегистрировавшие ребенка в органах записи актов гражданского состояния Калужской области.
С 1 января 2023 года введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, что предполагает установление единого подхода к осуществлению выплат на ребенка до достижения им возраста 17 лет и беременным женщинам (постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 в„– 2330 "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка").
Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка объединяет ряд действующих мер социальной поддержки, направленных на поддержку беременных женщин, детей, в зависимости от их возрастной категории, очередности рождения детей.
Выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств регионального бюджета, которые в форме субвенции передаются в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. На 2023 год денежные средства на осуществление расходов для предоставления ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием предусмотрены в размере 3,5 млрд рублей (средства федерального бюджета - 2,4 млрд руб. (68%), средства областного - 1,1 млрд рублей (32%)) исходя из прогнозной численности получателей 44,4 тыс. человек.
При рождении третьего ребенка и последующих детей семья может обратиться за ежемесячной денежной выплатой при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, среднедушевой доход на одного члена семьи для назначения данной выплаты не должен превышать среднедушевой денежный доход населения, сложившийся в Калужской области на момент обращения (40552,4 рубля). Данную выплату семья может получать до достижения ребенком возраста трех лет или обратиться за назначением ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.
В 2023 году сохраняется право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно до окончания периода ее назначения только в отношении граждан, которым данная выплата назначена до 1 января 2023 года или до назначения таким гражданам ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, предусмотренного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Законом Калужской области "О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки" установлено, что семье, имеющей в своем составе четырех и более детей и зарегистрированной на территории Калужской области в качестве многодетной, независимо от доходов семьи устанавливается ежемесячное пособие на каждого ребенка.
В соответствии с Законом Калужской области "О предоставлении компенсации за проезд детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении" выплачивается 100%-ная компенсация за проезд в междугородном транспорте один раз в год к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации детям до 18 лет из малообеспеченных семей, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, имеющим путевки (курсовки) в санаторно-курортные организации соответствующего профиля, и одному из родителей, сопровождающему ребенка к месту лечения и обратно.
Законом Калужской области "Об обеспечении полноценным питанием детей второго и третьего года жизни" установлена ежемесячная денежная компенсация на обеспечение полноценным питанием детей второго и третьего года жизни.
Право на получение ежемесячной денежной компенсации имеют дети второго и третьего года жизни, место жительства которых расположено в пределах Калужской области, проживающие в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Калужской области, более чем на одну тысячу рублей.
Работа по созданию условий для развития в Калужской области демографических процессов, повышения финансовой устойчивости граждан, воспитывающих детей, снижения риска бедности таких семей будет продолжена.

2.8. Практика применения социального контракта в Калужской
области

В регионе развивается система государственной социальной помощи малоимущим гражданам. В соответствии с Законом Калужской области "О государственной социальной помощи в Калужской области" малоимущим гражданам, проживающим на территории Калужской области, назначается и выплачивается государственная социальная помощь в виде ежегодной единовременной денежной выплаты и государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется малоимущим гражданам на территории Калужской области с 2014 года, однако значимым направлением поддержки людей с низкими доходами социальный контракт стал в 2021 году благодаря, во-первых, изменению подходов к его заключению, когда помощь начала оказываться по четырем направлениям в зависимости от индивидуальной ситуации, и, во-вторых, благодаря федеральному софинансированию.
Сегодня социальный контракт - это важный инструмент, который позволяет не только поддержать доходы семьи на период выплаты, но и преодолеть причины бедности в долгосрочной перспективе.
В 2021 году на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта направлено 254,0 млн рублей. Заключено 2632 социальных контракта, указанной помощью охвачено 8790 человек, что составляет 9,3 процента от числа бедного населения. В 2022 году общий объем финансирования составил 339,5 млн рублей, 2050 социальных контрактов заключено, помощью охвачено 7700 граждан, что составляет 8,4 процента от числа бедного населения.
Распределение социальных контрактов по мероприятиям:
- на проведение мероприятий по поиску работы - 2021 год - 756; 2022 год - 759;
- на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - 2021 год - 711; 2022 год - 821;
- на ведение личного подсобного хозяйства - 2021 год - 140; 2022 год - 147;
- на поддержку в трудной жизненной ситуации - 2021 год - 1025; 2022 год - 409.
Общая численность малоимущих граждан по Калужской области составляет 95221 человек.
Показатели результативности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2022 году:
- доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, - 76,4% (плановое значение: 39,3%);
- доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, - 39,01% (плановое значение: 14,6%).
Наиболее востребованными сферами деятельности у предпринимателей при заключении социального контракта на поддержку бизнеса являются парикмахерские, косметические услуги, флористика, дизайн, изготовление сувенирной продукции или кондитерских изделий. Для развития личного подсобного хозяйства чаще всего покупают домашний скот, пчел, теплицы, оборудование для выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции.
Для повышения эффективности работы заключены соглашения о сотрудничестве между Агентством развития бизнеса и администрациями муниципальных образований Калужской области о порядке взаимодействия в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Граждане, претендующие на заключение социального контракта по направлениям "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" и "ведение личного подсобного хозяйства", могут обратиться в Агентство развития бизнеса за консультациями по составлению бизнес-планов и планов развития личного подсобного хозяйства, прохождению обучения навыкам предпринимательской деятельности.

3. Показатели реализации региональной программы

в„– п/п
Наименование целевого показателя
Единица измерения
2017 год (факт)
2018 год (факт)
2019 год (факт)
2020 год (факт)
2021 год (факт)
2022 год (факт)
Значение целевого показателя
2023 год
2024 год
2025 год
2026 год
2027 год
2028 год
2029 год
2030 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности (Калугастат)
процент от общей численности населения
10
10,4
10,2
9,7
9,1
8,5
8
7,5
7
6,6
6,2
5,8
5,4
5,0
2
Реальные располагаемые денежные доходы (Калугастат)
процент г/г
95,5
96,8
102,2
99,2
100,4
92,5
98,5
99,2
99,8
100,3
100,9
101,5
101,9
102,1
3
Реальная заработная плата работников организаций (Калугастат)
процент г/г
103,4
107,8
103,9
102,4
103,2
93,8
94,0
94,5
95,3
97,0
98,3
100,9
101,7
102,12
4
Численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование
человек
32
41
55
18
30
11
8
8
8
8
8
8
8
8
5
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в Калужской области, включая индивидуальных предпринимателей
млн человек
-
0,1482
0,179
0,1743
0,1918
0,1925
0,1822
0,1858
0,1873
0,1886
0,1898
0,1911
0,192
0,1928
6
Уровень регистрируемой безработицы
процент
0,57
0,45
0,44
1,59
0,7
0,45
1,2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
7
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан
процент
-
-
-
-
-
8,42
5
5,5
5,6
5,7
5,8
5,9
6,0
6,0
8
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта
процент
-
-
-
-
-
21,86
17,3
20
20,9
20,95
21,0
21,1
21,2
21,3
9
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи, которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи), до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта
процент
-
-
-
-
-
53,74
41,9
45,5
46,4
46,5
46,6
46,7
46,8
46,9
10
Отношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Калужской области
процент
78,9
98,6
105,0
97,6
98,0
98,3
100
100
100
100
100
100
100
100
11
Отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в общеобразовательных организациях в Калужской области
процент
101,8
101,9
104,1
99,2
102,0
101,1
100
100
100
100
100
100
100
100
12
Отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений общего образования к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Калужской области
процент
99,5
97,9
103,9
101,1
98,7
99,0
100
100
100
100
100
100
100
100
13
Отношение средней заработной платы работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Калужской области
процент
98,7
99,7
105,0
104,4
98,5
98,2
100
100
100
100
100
100
100
100
14
Отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в Калужской области
процент
95,6
101,7
100,5
101,9
103,8
101,0
100
100
100
100
100
100
100
100
15
Отношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, организаций Калужской области к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Калужской области
процент
169,3
198,7
209,0
227,5
220,6
223,6
200
200
200
200
200
200
200
200
16
Отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) организаций Калужской области к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Калужской области
процент
90,8
104,4
110,2
126,7
116,9
112,0
100
100
100
100
100
100
100
100
17
Отношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) организаций Калужской области к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Калужской области
процент
69,6
97,9
99,4
112,1
98,7
102,1
100
100
100
100
100
100
100
100
18
Отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных образовательных организаций, реализующих программы начального профессионального обучения и среднего профессионального образования, к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Калужской области
процент
98,1
103,3
106,3
105,8
102,7
101,4
100
100
100
100
100
100
100
100
19
Отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Калужской области
процент
91,0
100,3
104,7
100,2
100,7
102,1
100
100
100
100
100
100
100
100

4. План мероприятий по реализации региональной программы
и ресурсное обеспечение реализации региональной программы

в„– п/п
Мероприятия
Ожидаемый результат
Срок реализации
Ответственный исполнитель
1
2
3
4
5
Задача 1. Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в т.ч. средней заработной платы, над темпом роста инфляции
1.1
Обеспечение минимального уровня оплаты труда работников бюджетной сферы не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в Калужской области при обязательном сохранении уровня оплаты не ниже федерального значения минимального размера оплаты труда
Повышение уровня доходов населения
2025
Министерство труда и социальной защиты Калужской области
1.2
Обеспечение минимального уровня оплаты труда работников организаций, расположенных на территории Калужской области (за исключением финансируемых из федерального бюджета), не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, в том числе путем заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Калужской области
Повышение уровня доходов населения
2025
Министерство труда и социальной защиты Калужской области
1.3
Мониторинг заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 в„– 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 в„– 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 в„– 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с целью обеспечения оплаты труда работников отдельных категорий в подведомственных государственных учреждениях и муниципальных учреждениях не ниже целевых соотношений с оценочным значением среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе
Повышение уровня доходов населения
2030
Министерство труда и социальной защиты Калужской области,
министерство образования и науки Калужской области,
министерство здравоохранения Калужской области,
министерство культуры и туризма Калужской области,
министерство спорта Калужской области
1.4
Мониторинг показателей уровня погашения задолженности по невыплате заработной платы перед работниками организаций Калужской области
Ликвидация задолженности по заработной плате в организациях Калужской области
Постоянно
Министерство труда и социальной защиты Калужской области
1.5
Проведение мероприятий по недопущению роста уровня безработицы, в том числе:
организация и проведение специальных мероприятий по профилированию граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организация проведения оплачиваемых общественных работ; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности; организация опережающего профессионального обучения граждан, находящихся под риском увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата; переобучение и повышение квалификации женщин в период их отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста, пенсионеров, инвалидов;
создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью.
Оказание государственных услуг в области содействия занятости населения:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы;
- содействие работодателям в подборе необходимых работников;
- организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
- психологическая поддержка безработных граждан;
- организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по направлению органов службы занятости;
- организация сопровождения при содействии занятости инвалидов;
- содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход
Трудоустройство и повышение доходов граждан
2025
Министерство труда и социальной защиты Калужской области
1.6
Организация работ по снижению неформальной занятости и легализации "теневых" доходов: выявление и легализация неформально занятых граждан; размещение публикаций о негативных последствиях сокрытия фактической заработной платы и ведения "теневого" бизнеса, о работодателях, допускающих нарушения трудового законодательства в части выплаты заработной платы и официального трудоустройства работников, в средствах массовой информации и на официальных интернет-сайтах; проведение разъяснительной работы, в т.ч. общественных обсуждений, встреч, разъяснительных бесед с работниками и работодателями по вопросам соблюдения трудового законодательства в части трудовых отношений и оплаты труда; информирование руководителей хозяйствующих субъектов, использующих труд наемных работников, о последствиях неоформления трудовых отношений и использования "серых" и "черных" схем выплаты заработной платы; организация работы горячей линии по вопросам легализации заработной платы и трудовых отношений; включение в обязанности межведомственных муниципальных комиссий регионов по легализации неформальной занятости выявление самозанятых граждан с последующим контролем за их регистрацией, учетом и ежемесячным мониторингом
Достижение целевого значения снижения уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений
Постоянно
Министерство труда и социальной защиты Калужской области
1.7
Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами Калужской области
Самозанятым гражданам обеспечено предоставление комплекса информационно-консультационных и образовательных услуг организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и федеральными институтами развития (центрами компетенций) в офлайн- и онлайн-форматах (количество самозанятых граждан, получивших услуги, в том числе прошедших программы обучения) к 31.12.2024 - 2,455 тыс. человек
2023 - 2024
Министерство экономического развития и промышленности Калужской области
1.8
Акселерация малого и среднего предпринимательства
Субъектам малого и среднего предпринимательства обеспечено оказание комплексных услуг на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, в том числе федеральными институтами развития (количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших комплексные услуги), к 31.12.2024 - 1,893 тыс. единиц.
Субъектами малого и среднего предпринимательства осуществлен экспорт товаров (работ, услуг) при поддержке центров поддержки экспорта (количество субъектов малого и среднего предпринимательства - экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг центров поддержки экспорта) к 31.12.2024 - 149 единиц.
Субъектам малого и среднего предпринимательства обеспечен льготный доступ к заемным средствам государственных микрофинансовых организаций (количество действующих микрозаймов, выданных микрофинансовой организацией) к 2024 году - 0,332 тыс. единиц. Субъектам малого и среднего предпринимательства обеспечено предоставление поручительств (независимых гарантий) региональными гарантийными организациями (объем финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства, при гарантийной поддержке региональных гарантийных организаций) к 31.12.2024 - 2526,998 млн рублей
2023 - 2024
Министерство экономического развития и промышленности Калужской области
1.9
Создание легкого старта и комфортного ведения бизнеса
Субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, и (или) субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, предоставлены комплекс услуг и (или) финансовая поддержка в виде грантов (количество уникальных социальных предприятий, включенных в реестр социальных предпринимателей, и (или) количество субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, получивших комплекс услуг и (или) финансовую поддержку в виде грантов, накопленным итогом) к 31.12.2024 - 56 единиц.
Вовлечение в предпринимательскую деятельность путем информационно-консультационных и образовательных услуг на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, а также в федеральных институтах развития (количество уникальных граждан, желающих вести бизнес, начинающих и действующих предпринимателей, получивших услуги)
к 31.12.2024 - 7,602 тыс. единиц
2023 - 2024
Министерство экономического развития и промышленности Калужской области
1.10
Поддержка муниципальных программ развития предпринимательства на условиях софинансирования местными бюджетами
Количество получателей поддержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципалитетах - 50 единиц ежегодно
2023 - 2025
Министерство экономического развития и промышленности Калужской области
1.11
Предоставление единовременных выплат молодым специалистам, работающим в сельской местности
Привлечение молодых специалистов - педагогических работников в сельскую местность
2023 - 2030
Министерство образования и науки Калужской области
1.12
Проведение первичных медицинских осмотров и диспансеризации граждан, в т.ч. неработающих, сельских жителей и т.д.
Раннее (своевременное) выявление состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также определение групп здоровья и выработка рекомендаций для жителей региона
Постоянно
Министерство здравоохранения Калужской области
1.13
Предоставление социальной выплаты медицинским работникам Калужской области для возмещения части процентной ставки по ипотечному кредиту (займу)
Привлечение и удержание медицинских работников в медицинских учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области
2023 - 2030
Министерство здравоохранения Калужской области
1.14
Предоставление ежеквартальной социальной выплаты медицинским работникам Калужской области для возмещения части погашенной основной суммы долга по ипотечному жилищному кредиту (займу)
Привлечение и удержание медицинских работников в медицинских учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области
2023 - 2030
Министерство здравоохранения Калужской области
1.15
Предоставление ежеквартальной социальной выплаты медицинским работникам Калужской области для возмещения выплат по ипотечному жилищному кредиту (займу)
Привлечение и удержание медицинских работников в медицинских учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области
2023 - 2030
Министерство здравоохранения Калужской области
1.16
Денежная компенсация медицинским работникам на период работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Калужской области за наем (поднаем) жилых помещений
Привлечение и удержание медицинских работников в медицинских учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области
2023 - 2030
Министерство здравоохранения Калужской области
1.17
Предоставление десяти процентов надбавки к окладу молодым, до 35 лет, медицинским специалистам Калужской области
Привлечение и удержание молодых медицинских работников в медицинских учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области
2023 - 2030
Министерство здравоохранения Калужской области
1.18
Предоставление мер социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, специалистов, достигших возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), и специалистов, которым назначена досрочная пенсия по старости в соответствии с законодательством
Удержание медицинских работников в медицинских учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области
2023 - 2030
Министерство здравоохранения Калужской области
1.19
Предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (по программам "Земский доктор" и "Земский фельдшер")
Привлечение и удержание медицинских работников в медицинских учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области, расположенных в сельской местности
2023 - 2030
Министерство здравоохранения Калужской области
Задача 2. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам
2.1
Предоставление государственной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации
Выполнение обязательств по организации предоставления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям граждан, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации
2023 - 2030
Органы местного самоуправления Калужской области (по согласованию)
2.2
Предоставление единовременной денежной выплаты многодетным семьям, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на оплату приобретаемого жилого помещения
Улучшение жилищных условий многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
2023 - 2025
Министерство труда и социальной защиты Калужской области
Многодетным семьям, выплачивающим основной долг и проценты по кредитному договору, в том числе ипотечному кредиту, предоставляется мера социальной поддержки по улучшению жилищных условий в виде ежегодной выплаты на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитом по кредитному договору или погашением ипотечного кредита
Многодетные семьи, самостоятельно улучшившие жилищные условия с помощью ипотечного жилищного кредита, получают выплату на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов (в течение 3 лет), что приводит к улучшению финансовой состоятельности семьи
2.3
Организация предоставления мер социальной поддержки по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Калужской области
Поддержка уязвимых слоев населения. Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Позволяет не сваливаться в "долговую яму" перед управляющими компаниями и обеспечивает достойную жизнь и активную деятельность многодетной семьи, что способствует улучшению демографической ситуации в Калужской области
2023 - 2025
Министерство труда и социальной защиты Калужской области
2.4
Мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной выплаты на каждого члена многодетной семьи
Обеспечение достойной жизни и активной деятельности многодетных семей, улучшения демографической ситуации в Калужской области. Возможность многодетным семьям, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, своевременно оплачивать платежи за жилое помещение и коммунальные услуги
2023 - 2025
Министерство труда и социальной защиты Калужской области
2.5
Обеспечение социальных выплат, пособий, компенсаций детям, семьям с детьми, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в Калужской области, на условиях финансирования из федерального и регионального бюджетов
Увеличение охвата числа семей с детьми, получающих меры социальной поддержки исходя из критериев адресности и нуждаемости, имущественного уровня обеспеченности семьи. Сохранение установленных пособий и компенсаций семьям с детьми
2023 - 2030
Министерство труда и социальной защиты Калужской области, органы местного самоуправления Калужской области (по согласованию)
2.6
Ежегодная индексация мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, семьям с детьми
Ежегодное увеличение размера пособий семьям с детьми, выплачиваемых в размере величины прожиточного минимума, для детей, установленной в Калужской области
2023 - 2030
Министерство труда и социальной защиты Калужской области, органы местного самоуправления Калужской области (по согласованию)
2.7
Обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей
Осуществление дополнительной материальной поддержки детей второго и третьего года жизни, проживающих в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Калужской области, более чем на одну тысячу рублей, не получающих специализированные продукты лечебного питания и не зачисленных в дошкольные образовательные организации (исключение - дети второго и третьего года жизни, посещающие группы кратковременного пребывания без предоставления питания)
2023 - 2030
Министерство труда и социальной защиты Калужской области, органы местного самоуправления Калужской области (по согласованию)
2.8
Выплата единовременных пособий гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Выполнение обязательств по организации предоставления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям граждан
2023 - 2030
Министерство труда и социальной защиты Калужской области, органы местного самоуправления Калужской области (по согласованию)
2.9
Обеспечение распоряжения средствами федерального материнского (семейного) капитала семьям с детьми, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в Калужской области
Увеличение охвата числа семей с детьми, получающих дополнительные меры социальной поддержки из средств материнского (семейного) капитала исходя из критериев адресности и нуждаемости, имущественного уровня обеспеченности семьи
31.12.2023
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области (по согласованию)
2.10
Предоставление ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка
Увеличение охвата числа семей с детьми, получающих меры социальной поддержки исходя из критериев адресности и нуждаемости, имущественного уровня обеспеченности семьи.
Всего 66450 (дети), в том числе:
48509 - 100%, 7310 - 75%, 10631 - 50%
31.12.2023
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области (по согласованию)
2.11
Установление федеральной/региональной социальной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в Калужской области
Выполнение обязательств по организации предоставления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям граждан, имеющих размер пенсии ниже прожиточного минимума, установленного в Калужской области
31.12.2023
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области (по согласованию)
2.12
Выплата компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, находящиеся на территории Калужской области и реализующие образовательную программу дошкольного образования
Удовлетворение всех поданных заявок родителей - членов малоимущих семей
2023 - 2030
Министерство образования и науки Калужской области
2.13
Безвозмездное обеспечение детей первых трех лет жизни, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании, из семей со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения, установленную на территории Калужской области, и детей, имеющих хронические заболевания, специальными продуктами детского питания
Меры социальной поддержки семьям с детьми первого года жизни, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании
Постоянно
Министерство здравоохранения Калужской области
2.14
Приобретение лекарственных препаратов для детей в возрасте от 0 до 6 лет из малоимущих семей
Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами
2023 - 2030
Министерство здравоохранения Калужской области
2.15
Предоставление мер материального стимулирования гражданам, заключившим с министерством здравоохранения Калужской области договор о целевом обучении
Поддержка студентов с целью привлечения в медицинские организации, подведомственные министерству здравоохранения Калужской области
2023 - 2030
Министерство здравоохранения Калужской области
Задача 3. Развитие системы социального контракта
3.1
В сфере занятости - поиск работы и трудоустройство, оказание содействия в прохождении профессионального обучения и получении дополнительного профессионального образования, переобучение востребованным на рынке труда профессиям
Выполнение обязательств по организации предоставления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям граждан, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации
2023 - 2030
Органы местного самоуправления Калужской области (по согласованию)
3.2
В сфере развития предпринимательства - поощрение стартапов, развитие самозанятости, оказание помощи (консультации, профобучение, финансовая помощь при оформлении документов), предоставление субсидий на открытие собственного дела
Выполнение обязательств по организации предоставления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям граждан, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации
2023 - 2030
Органы местного самоуправления Калужской области (по согласованию)
3.3
В сфере развития сельского хозяйства - обучение основным правилам ведения сельскохозяйственной деятельности и сбыта продукции, предоставление натуральной помощи в виде семян овощных культур и т.п.
Выполнение обязательств по организации предоставления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям граждан, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации
2023 - 2030
Органы местного самоуправления Калужской области (по согласованию)
3.4
Обучение и переподготовка сотрудников органов социальной защиты для сопровождения семей в рамках социального контракта
Выполнение обязательств по организации предоставления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям граждан, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации
2023 - 2030
Органы местного самоуправления Калужской области (по согласованию)


------------------------------------------------------------------